О том, каким сегодня должен быть «идеальный ресурс» для такой «летучей субстанции» как информация, именно в сфере международной торговли, мы беседуем с создателем Телеграм-канала Globalook (https://t.me/globalook) Екатериной Шаровой.
- Екатерина, Вам удалось создать уникальный Телеграм-канал Globalook (https://t.me/globalook) об исследованиях международной торговли, работе со статистикой и инструментах визуализации данных. Расскажите, пожалуйста, как появилась идея создания подобного ресурса.
Большое спасибо за добрые слова! Я уже более 10 лет занимаюсь исследованиями в области мировой экономики и постоянно сталкиваюсь с новой информацией, которая потенциально могла бы быть интересна профессионалам в сфере экспорта и международной аналитики. Поэтому я решила создать канал и поделиться полезными находками как минимум с друзьями и коллегами. Но вскоре у канала появилась своя аудитория, я почувствовала от неё сильную отдачу и захотела продолжать развивать этот проект.
Неожиданным, но наиболее важным результатом работы канала для меня стало знакомство с интереснейшими людьми из числа российских экспортеров, профессионалов в сфере поддержки экспорта, сообщества исследователей и аналитиков данных. Невероятно ответственно – писать посты для экспертов-практиков с колоссальным опытом. И необыкновенно приятно – получать от них положительные отзывы.
- Какие проверенные источники информации Вы могли бы рекомендовать экспортерам, которые не готовы глубоко погружаться в исследования, но хотели бы оперативно находить информацию о спросе на свою продукцию на тех или иных рынках, новых нишах и возможностях.
На наш взгляд, целесообразно начинать исследования со сведений, предоставляемых на безвозмездной основе институтами поддержки экспорта. В настоящее время в России создана полноценная, эффективная и активно развивающаяся система продвижения экспорта, ядром которой выступает Российский экспортный центр и региональные агентства поддержки экспортеров. Кроме них, международными акселерационными программами занимаются и другие структуры, в частности Российский фонд прямых инвестиций, Фонд Сколково, Фонд развития интернет-инициатив, Агентство стратегических инициатив. Указанные институты регулярно проводят вебинары и встречи, направленные на содействие бизнесу в поиске новых возможностей для сбыта.
Несомненно, полезным ресурсом является платформа «Мой экспорт», аккумулирующая по принципу «единого окна» информацию и услуги от институтов развития и профессионалов в сфере экспорта. Стоит попробовать воспользоваться на платформе сервисом «Поиск рынков сбыта», позволяющим определить рейтинг перспективных для экспорта стран, а затем сравнить его результаты с еще двумя подобными ресурсами – Global Trade Helpdesk от международных организаций и Market Finder от Google.
Получив максимум информации с помощью инструментов, находящихся в свободном доступе, можно выбрать платный сервис либо найти партнера для проведения подробного исследования рынка. В качестве примера ресурса с доступом по подписке стоит назвать платформу Export.link, которая содержит постоянно обновляемую информацию в разрезе по ключевым отраслям для семи стран СНГ: от статистики и аналитики до конкретных проектов и контактов потенциальных партнеров.
- Каким, с Вашей точки зрения, был бы «идеальный» онлайн-ресурс для исследователей международных рынков? Чего не хватает действующим ресурсам?
Для принятия решения о выходе на тот или иной зарубежный рынок необходимо собрать огромное количество разнообразных сведений, от общей информации по стране и внешнеторговым барьерам до конкретных данных о покупателях и конкурентах. "Идеальный" ресурс - конечно тот, который бы содержал весь спектр полезной информации и при этом позволял бы максимально быстро и легко фильтровать ее в зависимости от потребностей конкретного экспортера.
Отмечу также, что в современных условиях информационного перенасыщения ценятся инструменты, позволяющие потребителю информации экономить время на её обработку. Это в первую очередь краткие тексты (с кликабельными ссылками на дополнительные источники информации), структурированные данные в табличной форме и хорошая инфографика.
- Многие иностранные провайдеры информации по международной торговле уходят с российского рынка. Является ли данная ситуация критичной для российских исследователей? Есть ли альтернативные источники информации в «дружественных» странах?
На наш взгляд, это негативная, но не критичная история как для российских экспортеров, так и для аналитиков. Во-первых, если мы говорим о кабинетных исследованиях, то вся основная статистическая и новостная информация по-прежнему находится в открытом доступе. Во-вторых, отдельные иностранные консалтинговые и исследовательские компании в том или ином качестве остались на российском рынке. В-третьих, в мире растет значение информационных и консалтинговых агентств из развивающихся стран. Например, в начале 2023 года в рейтинге BrandFinance провайдеров услуг в сфере IT, две компании из тройки лидеров по стоимости бренда были из Индии – Tata Consulting Services и Infosys, и они обе в числе прочего занимаются рыночной аналитикой.
Наконец, что наиболее важно, многие отечественные исследовательские компании либо уже выполняют проекты на международном уровне, либо активно усиливают данное направление, открывая собственные представительства и вступая в коллаборации с локальными агентствами в партнерских странах. Российский бизнес активно преодолевает даже разрывы в логистических цепочках, поэтому нет сомнений в том, что ему удастся обеспечить доступ к такой «летучей» субстанции, как информация.
- Какие у Вас планы по дальнейшему развитию канала. Есть ли интерес выйти за рамки Телеграм, например, задействовав возможности других мессенджеров и соц.сетей.
Я вижу свою задачу в том, чтобы предоставлять профессионалам экспорта и международных исследований систематизированную информацию о полезных ресурсах в области анализа зарубежных рынков. При этом важно, чтобы с помощью канала пользователи могли бы экономить время на сбор данных, а также получать полезные инсайты. Поэтому у меня есть задумки по созданию информационного портала или, например, чат-бота, который бы помогал быстро ориентироваться в изобилии источников информации о зарубежных рынках. Но я в этом плане доверяю аудитории канала Globalook, которая непременно подскажет, что ей было бы полезно.
Быстро меняющиеся условия глобального рынка существенно влияют на кадровую политику компаний, осуществляющих международную деятельность.
Международная промышленная выставка «ИННОПРОМ. Центральная Азия» стартовала в Ташкенте 28 апреля.