Панама – государство на перешейке, которое соединяет Центральную и Южную Америку. Ввиду выгодного географического положения Панама считается экономически успешным государством Центральной Америки. Главной составляющей экономики Панамы является сфера услуг, на нее приходится порядка 80% доходов. В основе сферы услуг лежит эксплуатация Панамского канала, банковское и страховое дело.
Язык. Официальным языком является испанский, однако 80% населения свободно говорит на английском, что является результатом высокого американского влияния. Большинство организаций, которые являются участниками ВЭД, предпочитают вести переговоры на английском языке.
Особенности ведения бизнеса. Предприниматели Панамы имеют большой опыт в экспорте и импорте, они отдают предпочтения эксклюзивности предлагаемого им продукта или услуги. Более того, сотрудничество в Панаме предполагает, что оба участника (панамский дистрибьютор и иностранный поставщик) совместно рискуют в момент вывода продукта на региональный рынок, в результате чего прибыль или убытки несут обе стороны. Кроме этого, панамцы отдают предпочтения компаниям, которые готовы оказывать им поддержку в проведении рекламных кампаний на рынке.
Первая встреча. Для успешного начала разговора необходимо быть более формальным и использовать «добрый день», исключив стандартное «привет» или «здравствуйте». Независимо от типа взаимодействия, личного или виртуального, рекомендуется поддерживать уважительное общение, обращаясь на «Вы». Что касается пунктуальности, панамцы не очень строги в этом плане, поэтому опоздание на полчаса с любой из сторон является нормой. Однако какие-либо договоренности в части исполнения заказов, согласованные с самого начала, строго соблюдаются панамцами, и они требуют от иностранцев того же. При встрече принято вежливо интересоваться делами собеседника. На первой встрече не желательно касаться тем, связанных с политикой и религией. Приоритетными темами для нейтральных разговором являются семья, спорт и еда. Как и большинство жителей стран Латинской Америки, панамцы любят поговорить о еде, поэтому важно заранее ознакомиться с традиционными блюдами (санкочо – густой суп-рагу или тамале – тесто с начинкой из мяса, обернутое банановыми листьями). Панамцы не очень любят встречаться и общаться с теми, кто им не понравился, поэтому крайне важно произвести положительное первое впечатление.
Ведение переговоров. Сказав «возможно» или «мы изучим предложение» панамец дипломатично отказывается от дальнейшего общения. Успешным окончанием разговора является твердое панамское «Да». Для панамца важным фактором являются хорошие личные отношения, поэтому предприниматель всегда будет стремиться к доверию посредством общения. Обмен визитными карточками очень распространен, для чего важно иметь их как на английском, так и на испанском языках. Темп переговоров обычно медленный, поэтому в разговоре важно поставить подписание контракта на первое место. Несмотря на то, что для панамца важно достижение взаимной выгоды между компаниями, отличительной чертой предпринимателя Панамы являются просьбы о снижении стоимости товара или услуги, для них важно, чтобы переговоры закончились в их пользу. Согласно принятому этикету в Панаме, дарение подарков на первой встрече не принято, однако при последующей встрече уже будет уместным преподнести деловой подарок.
Дресс-код. Панамцы важное значение уделяют внешности и гигиене. Они стараются поддерживать опрятный, консервативный внешний вид, когда появляются в общественных местах. Предпочитают деловой стиль одежды с использованием соответствующих аксессуаров. На официальных деловых встречах как мужчины, так и женщины должны быть одеты в деловой костюм. Если панамец назначает встречу в городе, то допускается ношение легкой рубашки с коротким рукавом, которая опускается поверх брюк.
Рабочее время. Для успешного проведения встреч необходимо учитывать особенности графика работы коммерческих организаций (обычно с 9:30 до 19:00), государственных учреждений (с 7:30 до 15:30) и банков (с 8:30 до 15:00). Идеальным временем для переговоров панамцы считают завтрак и обед.
Деловая культура страны. Традиции, обычаи и этикет. Практика ведения переговоров.